Нашар көретіндерге арналған нұсқа Тіл: Қазақша Русский 

Басты «Жемқорлықпен бірге күресеміз» Аналитическая справка по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков ДЧС г.Нур-Султан за первое полугодие 2019 года

Аналитическая справка по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков ДЧС г.Нур-Султан за первое полугодие 2019 года

PDF Баспаға жіберу

В соответствии с п.5 ст.8 Закона РК «О противодействии коррупции» и Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков (утверждены приказом председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016 года № 12) на основании приказа и.о. начальника Департамента по чрезвычайным ситуациям г. Нур-Султан (далее-Департамент) от 02.08.2019г. № 85 «О создании рабочей комиссии по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков», проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента за первое полугодие 2019 года.

Объектом внутреннего анализа коррупционных рисков является деятельность следующих структурных подразделений Департамента:

- управления снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты;

- отдела кадровой политики.

Согласно п.8 Типовых правил внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1)  выявление корупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность;

2)  выявление корупционных рисков в организационно-управленческой деятельности.


ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ

1.Риски при проведении конкурсных процедур при приеме на работу

Коррупционным риском является наличие полномочий по организации
и проведению конкурсных процедур у сотрудников кадровых служб, возможность их непосредственного контакта с кандидатами на службу и распределения
по подразделениям.

Возможность непосредственного контакта сотрудников кадровой службы с кандидатами возникает при приеме нормативов по физической подготовке, в ходе которого возникает возможность воздействовать на них через полномочия
по распределению в структурные подразделения, что достигается через договоренность с руководителем, имеющим право назначения на должность, либо вышестоящим руководителем.

Рекомендации:

Проводить подбор на руководящие должности в кадровые подразделения исключительно по принципам меритократии,  тщательно изучая морально-деловые качества сотрудников и наличие компрометирующих материалов.

В целях исключения возможности непосредственного контакта сотрудников кадровых служб с кандидатами рассмотреть вопрос внедрения системы приема
документов по принципу «одного окна».


2. Риски при комплектовании вакантных должностей

Ежедневно для реализации данной функции (комплектования вакантных должностей) отдел кадровой политики принимает граждан и сотрудников Департамента.

В связи с этим, имеется риск вымогательства и получения взятки в обмен на исполнение прямых должностных обязанностей.


Рекомендации:

В целях предупреждения коррупции и других правонарушений, предлагается обеспечить кабинеты кадровой службы аудио и видеофиксацией для приема граждан по вопросам трудоустройства.

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.


3. Проявление коррупционных рисков в связи с малой осведомленностью субъектов предпринимательства о положениях законодательства в области контроля и надзора.

Коррупционные проявления в связи с низкой правовой грамотностью предпринимателей по линии государственного контроля, в сфере пожарной безопасности не имеет явных системных факторов (вероятность получения взятки  должностным лицом от субъекта за увод его от проверки по пожарной безопасности).

Например, проводилась проверка информации по пожару в здании, причиной которого послужило нарушение требований пожарной безопасности при проведении сварочных работ (в результате пожара повреждены деревянные конструкции здания). Владелец здания материальный ущерб не заявил, претензий ни к кому не имел. Учитывая отсутствие признаков уголовного правонарушения,
в соответствии с процессуальным законодательством, за нарушение требований пожарной безопасности субъект привлекается к административной ответственности.

Проведенные мероприятия и принятые меры в рамках законодательства являются полными и исчерпывающими. 

Кодексом строго регламентированы основания проведения внеплановых проверок, среди которых отсутствуют основания, позволяющие осуществить проверку по факту пожара. Однако, инспектор может, воспользовавшись обеспокоенностью и правовой неграмотностью субъекта, может предложить увести его от (по сути) несуществующей проверки, за денежное вознаграждение.


Рекомендации:

Управлению снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты инициировать перед Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» рассмотрение вопроса проведения разъяснительной и обучающей работы среди предпринимателей, по порядку осуществления государственного контроля и надзора.



ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

4. Отсутствие контроля и регламентации деятельности учебных центров по обучению пожарно-техническому минимуму.

В соответствии с пунктом 33 Правил обучения работников организаций
и населения мерам пожарной безопасности и требования к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности (приказ МЧС от 9 июня 2014 года № 276), в состав квалификационных комиссий, осуществляющих проверку знаний работников, прошедших обучение с отрывом от производства включается государственный инспектор по государственному контролю в области пожарной безопасности по согласованию с территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

Возможные коррупционные риски связаны с достижением незаконных договоренностей государственного инспектора с руководителем учебного центра, путем сговора с последующим подписанием протокола принятия зачетов,
без его фактического проведения, за определенное вознаграждение.

Так, факт коррупционного правонарушения по созданию коррупционной схемы главным специалистом ДЧС г. Астана с 11 субъектами бизнеса (учебные центры) по проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, выявил многочисленные проблемы в системе обучения работников организаций.

Указанное обстоятельство стало возможным ввиду отсутствия разрешительной системы для учебных центров по обучению пожарно-техническому минимуму, а также контроля и регламентации деятельности подобных учебных центров.


Рекомендации:

Управлению снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты в целях законодательного урегулирования деятельности учебных центров по обучению работников организаций пожарно-техническому минимуму, ввести контроль за учебными центрами.

В этих целях, рассмотреть вопрос внесения изменений в Закон
«О гражданской защите» (статья 12), предусмотрев полномочия уполномоченного органа по утверждению правил осуществления деятельности организаций, осуществляющих обучение работников и населения мерам пожарной безопасности и требования к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности.

Предусмотреть в Правилах обучения работников организаций
и населения мерам пожарной безопасности и требования к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности, требования к учебным центрам по формированию учебно-методической базы, квалификации работников, порядку приема экзаменов.

Проработать вопрос возможности определения требований к учебным центрам в Правилах пожарной безопасности (ПП РК от 09.10.2014г. № 1077), нарушение которых предусматривают административную ответственность.


5. Отсутствие норм, определяющих порядок проверки реорганизованного объекта.

По линии осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности имеют место случаи невозможности проведения проверок в особом порядке в связи с реорганизацией объекта включенного в утвержденный график проверок (перерегистрации юридического лица, смена наименования субъекта или объекта, изменение адреса и т.п.). При этом реорганизация проведена без образования нового юридического лица, собственник и деятельность субъекта остались прежними.

На практике проекты графиков формируются за 2 месяца
до предшествующего периода проведения проверок, в который включаются актуальные регистрационные данные о проверяемом субъекте. После утверждения график проверок корректировке не подлежит.

Вместе с тем, имеют место случаи реорганизации проверяемых субъектов включенных в график проверок, после его утверждения.

В таких случаях, в связи с отсутствием в Кодексе соответствующей нормы, провести проверку в особом порядке реорганизованного объекта не представляется возможным.

Кроме того, данная коллизия создает возможность проверяемым субъектам уклониться от проверки.

Возможные коррупционные риски связаны с достижением незаконных договоренностей государственного инспектора с руководителем объекта, путем сговора с целью осуществления формальной перерегистрации, с целью ухода
от планового контроля.

Необходимо отметить, в действовавшем ранее Законе Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в основаниях проведения внеплановых проверок была предусмотрена норма позволяющая провести проверку в отношении реорганизованного или изменившего наименование субъекта, если в отношении него проверка планировалась.


Рекомендации:

Управлению снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты выработать норму, позволяющую провести проверку в отношении реорганизованного или изменившего наименование субъекта, если в отношении него проверка планировалась.


 
Система Orphus